Рассуждение о фольклоре и деревнях Одна из тех вещей, которых я силюсь и не могу понять - это фольклорные экспедиции.
Я имею в виду, те, что бывают в некоторых вузах и школах - где на недельку-две засылают отроков и студентов на изучение фольклора местностей.
И проблем я вижу у этого дело несколько.
Если брать изучение других стран, то это проблема поверхностного среза. Вот если представить иностранца, впервые побывавшего в России и бывшего там всего в течении одной недели. Что он узнает о России? Да всю эту поверхностную шелуху: матрёшки, шапки ушанки, медведи-балалайки, ну может немного истории, что был такой Пётр Первый, а ещё у нас едят капустный суп и называют его щами.
Думаю с другими странами туристы снимают не менее поверхностный слой.
Если брать деревни России, то тут две других проблемы.
Если деревня хранит в себе только отголоски традиций, то на первый взгляд это обычный населённый пункт. Просто отдыхающие летом люди и дачники. Если уж жить, всплывают и странные поговорки, присказки, какие-то выражение как то, и местные самоназвания. Если взять Ларионово, где я проводил лето, например есть Собачья слобода и Шамаровка. Улицы официально называются по другому, но всё есть Собачья Слобода и Шамаровка, и чёрт его сейчас поймёшь по чему. Деревенские "фамилии" которые образуются вне настоящих фамилий по роду деятельности или характерам. Как-то семья "Зубодёров" из-за профессии зубных врачей, и "Хамихины" за буйный склочный характер ныне уже почивших сестёр, о которых уже ныне пошли две ветки деревенских семей. "Заичий хлеб" - зовут хлеб, взятый с собой охотниками как провизию, но принесённый назад. В детстве, когда я гостил там зайчий хлеб и чай мне казался сказочно вкусный, хотя по сути дела..ну тот же это чай и хлеб, что обычно, разве что чай крепче и слаще. И вот тут в Ларионово, на вид вполне обычный населённый пункт, обычные люди, и лишь живя там я стал сталкиваться с какими-то робкими отголосками - а уж по приезду там, ну точно нет ничего интересного. Думаю, такие деревни, где всегда стоит шум газонокосилок, все видели.
А вот другая проблема - это действительно аутентичные сёла. Ну вот как, легко в наш современный век оставаться аутентичными? Чаще всего это следствие того, что селение натурально варится в своём соку, не приемля чужого, и ничего не отдавая. Таким сёлам типична пассивная агрессия. "Приехали шарлотничать", косые взгляды, и даже на спонсирование магазинов, косятся зло и откровенно враждебно. "Москвичи всё скупили" - слышал я как-то злую реплику на проспонсированный магазин, который в ином случае, так и стоял бы брошенный и ничего там не было. Это и натуральное хозяйство до сих пор. Вообще неуютно там, отмечу, так как был из-за родственников вынужден ездить в одно из таких сёл почти каждое лето (но это не та деревня, что указана абзацем выше). Покупной сок - яд, всё яд, и ничего что с натуральной, но жирной до ужаса еды, я как-то схватил сильнейший срыв желудка за свою жизнь. А ещё самолечение - лечить больное горло полосканием подсолнечным маслом или и вовсе керосином, сорванный желудок - жирным, как я не знаю что, молоком (когда я не мог даже хлеб есть, всё просилось обратно). И такой, почти средневековый менталитет сватовства, кресты на дверях и окнах от сглаза, вера в колдунов и проклятья.
Ну и говор разумеется, хлев - это катух, сенной сарай - омшаник, ретузы - гамаши, ветчина - сало, а буженина - ветчина.
В целом может деревня очень интересна в силу аутентичности, но... как правило такие места само огораживаются от влияния из вне.
И напоследок вспомню своего друга, который участвовал в археологической экспедиции в Калмыкии, где археологов гоняли за то что они "чуму выкапывают".
Я не знаю как если это изучать, то как изучать, но неизменно когда я слышу о фольклорных экспедициях за неделю я немного недоумеваю